Ликвидация ООО: пошаговая инструкция

Ликвидация ООО – это сложный правовой процесс, порядок проведения которого занимает достаточно много времени. Ликвидация юридического лица может быть добровольная или принудительная. Эта процедура регламентируется нормами гражданского законодательства нашего государства. В данной статье мы расскажем о том, как пошагово можно успешно закрыть организацию.

Прежде чем инициировать процесс надо понимать то, что есть альтернативные варианты закрытия фирмы. Поэтому консультация с юристом поможет узнать, как правильно действовать в той или иной ситуации. Может быть, в вашем случае будет проще сменить состав учредителей  компании. При этом это будет такая же официальная схема избавления от своего дела.

Чем отличается ликвидация добровольного характера от вынужденной ликвидации?

Добровольная стандартная ликвидация ООО основывается на коллегиальном решении учредителей компании. Например, фирма решает сменить вектор своей деятельности или она не справляется с работой. Принудительное закрытие юридического лица возможно при возбуждении уголовного дела, когда деятельность фирмы может быть признана незаконной или в случае банкротства из-за невозможности погашать свои долги перед кредиторами.

Лучше выбрать при возможности ликвидацию ООО без принуждения, но в любом случае обязанности перед кредиторами и сотрудниками в части выплат денежных средств выполнять придется.

Если говорить о поправках, внесенных в законодательство в последнее время, то в положения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» внесены новые корректировки, в соответствии с которыми срок на ликвидацию без принуждения не должен составлять более одного года.

С чего начать правовую процедуру?

Начало ликвидации любого юридического лица регламентируется нормами гражданских правоотношений. Это не просто спонтанное решение, а коллегиальная деятельность, которая включает в себя разработку стратегии устранения бизнеса, желательно с полным погашением долгов перед государством, работниками и инвесторами. Начало процесса ликвидации включает следующие стадии, такие как:

  • Принятие единого мнения учредителями фирмы;
  • Создание специализированной комиссии;
  • Подача письма уведомительного характера в Федеральную налоговую службу об инициации;
  • Публикация данного факта в «Вестнике государственного регистрации;
  • Уведомление всех сотрудников, погашение выплат по заработным платам;
  • Подготовка к проверке от налоговой организации;
  • Составление баланса, который подается в ИФНС для дальнейшего рассмотрения.

После подготовки всех обозначенных выше этапов ИФНС рассматривает заявление, поданное представителями фирмы. Специалисты налоговой службы изучают пакет документов, представленных учредителями, назначают проверки и выносят решение о закрытии ООО с внесением соответствующей информации об этом факте в органы государственной регистрации.

При подаче документов надо не забывать и об оплате государственной пошлины, сумма которой составляет восемьсот рублей. Оплатить ее можно через сайт ФНС. В документе надо заполнить ФИО, указать адрес места проживания физического лица. Также потребуется прописать ИНН.

Какие документы могут потребоваться?

Порядок правовой ликвидации юридического лица сочетает в себе обязательную подготовку документации, которую надо предоставить в фискальные органы после принятия коллегиального мнения об устранении коммерческой деятельности. К ним относится:

  • Решение о прекращении деятельности;
  • Протокол проведенного заранее общего собрания с зафиксированным в нем составом общей комиссии;
  • Письма в фискальные органы для кредиторов и работников;
  • Квитанция о проплате государственной пошлины;
  • Уведомление P15001,P16001;
  • Учредительные заверенные заранее документы компании.

По сути документов не так уж и много. Но они требуются не только для налоговой службы, но и для работников, кредиторов, СМИ, при установлении ликвидационного баланса, активной подготовке к проверке работоспособности фирмы со стороны органов ФНС.

Принятие решения о ликвидации бизнеса. Назначение комиссии

Правила общего проведения ликвидации ООО включают в себя принятие решения об окончании деятельности общества. Владельцы бизнеса на собрании должны установить факт того, что на основании их воли будет инициировано официальное прекращение деятельности предприятия.

Единогласное решение о закрытии учреждения на данной стадии создается при помощи протокола. В состав ликвидационной комиссии входят учредители, главный юрист, бухгалтер и другие компетентные сотрудники компании. Кстати, функции заявителя на этой стадии ликвидации юридического лица выполняет непосредственно собственник фирмы.

Уведомления: зачем они  могут потребоваться?

Процесс ликвидации любого юридического лица помимо всего прочего содержит в себе обязательное уведомление специализированных фондов и службы налогов и сборов. Сделать это надо в течение пяти календарных дней. Уведомление подготавливается нотариально заверенным и делается по форме P15001. Также в фискальные организации отправляется заявление и протокол учредительного собрания. После рассмотрения документов налоговая служба обязана данные факты в государственный реестр для всех юридических лиц.

При прекращении коммерческой деятельности ООО уведомить надо не только налоговые службы и СМИ, кредиторов, сотрудников. Пояснить инвесторам и кредиторам придется и о сроке предоставления претензий, который составляет два месяца. В качестве уведомления может выступать стандартное заказное письмо. Также информация о закрытии бизнеса должна быть озвучена сотрудникам компании и представителям центра занятости. Уведомления рабочие, как и органы занятости должны получить не позднее двух месяцев с момента принятия решения об официальном закрытии ООО. Увольняемым сотрудникам компании необходимо будет выплатить пособие, которое составляет размер средней суммы заработанных за определенный период времени денежных средств.

Публикация о прекращении юридической деятельности

Прекращение коммерческой деятельности предприятия также состоит в обязательной публикации о данном факте в «Вестнике государственной регистрации». Это важно для контрагентов, которые должны знать о предстоящем событии. Разместить данные можно на официальном сайте электронного издания.

Помнить надо о том, что публикация платная. Правовой основой для размещения материалов в СМИ служит приказ ФНС №САЭ-3-09/355 от 2006 года, который устанавливает то, что сведения обязаны размещаться в официальном источнике под названием «Вестник государственной регистрации».

Подготовка к выездной проверке из налоговой службы

Добровольная ликвидация предприятия заключается еще и в подготовке к проверке, которую инициируют фискальные органы. После получения уведомления о ликвидации ООО представители налоговых органов могут проверить деятельность компании. На практике такие процедуры проводятся к крупным компаниям, но подготовиться надо обязательно. Представить надо будет учредительные документы, бухгалтерские и налоговые отчеты.

Составление баланса промежуточного характера

Составлять и направлять в службу налогов и сборов сведения о балансе надо после того, как истек срок общих требований со стороны инвесторов и кредиторов после опубликования данных об инициации процесса ликвидации ООО. Особых нюансов и подводных камней по оформлению документации как таковых нет, но в любом случае она создается по тем же принципам, что и стандартная бухгалтерская отчетность.

Балансовые данные должны содержать в себе данные о компании, информацию об учредителях и специальных требованиях, которые были предъявлены кредиторами. Этот документ также утверждается на общем собрании учредителей. После подачи сведений о балансе инспекция обязана в течение пяти дней внести данные непосредственно в ЕГРЮЛ.

Окончательный этап ликвидации

После утверждения баланса надо обязательно произвести отчет по долговым обязательствам перед кредиторами. Порядок выплат долгов регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Сначала выплаты производятся лицам, перед которыми компания несет солидарную ответственность за причинение вреда здоровью, имуществу, жизни, затем выплаты производятся сотрудникам фирмы. Делаются расчеты в инспекцию, фонды, выплачиваются штрафные санкции. И затем погашаются остальные долговые обязательства перед имеющимися инвесторами.

После устранения всех совокупных долгов бухгалтер должен составить окончательный баланс, в котором будут содержаться сведения об активах, разделяющихся между собственниками бизнеса. Наступает завершающая стадия, которая заключается в подаче окончательного пакета документации в ФНС для внесения сведений в Росреестр юридических лиц. В пакет входит заявление, окончательный баланс компании, государственная уплаченная заранее пошлина, протокол об утверждении баланса, справки от инвесторов и фондов об отсутствии долгов. В течение пяти рабочих дней после сдачи документов представители фискальных организаций вносят соответствующие данные в ЕГРЮЛ и выдают заявителю на руки копию листа, подтверждающего занесение пометки в государственный реестр. После этого остается уничтожить печать в специализированной организации, закрыть свой расчетный счет в банке.

с 10:00 до 18:00 Понедельник - Пятница 10:00 - 17:00 / Суббота
Цветной бульвар
г. Москва, Малый Сухаревский пер., д. 9, стр. 1, офис 17
Информация, размещенная на данном веб-сайте, несет ознакомительный характер и не является офертой. © 2018, Единый центр регистрации. Все права защищены